Бумажный планер Кондор

Бумажный планер "Кондор"

Бумажный самолет Журавль

Бумажный самолётик-планер "Кондор" обладает отличными лётными характеристиками. Модель отличается длительным полетом на невысокой скорости. Своё название планер получил от некоторой схожести с грациозной птицей и плавного стиля полёта. Несмотря на свой миниатюрный размер, при точной регулировке, планер "Кондор" свободно пролетает 10 и более метров.

Для построения планера "Кондор" используются подручные материалы, без всякой экзотики: лист ватмана размером А4, зубочистка (зубочистку лучше выбирать деревянную диаметром около 2мм, но не бамбуковую), пластилин для грузика, клей ПВА или другой клей для бумаги.

Чертежи для построения планера

Крыло, стабилизатор и киль вырезаются из плотной бумаги. Чтобы половинки крыла, стабилизатора и киля были абсолютно симметричны их следует вырезать из сложенной вдвое бумаги. Рисуется и вырезается одна половина чертежа, при разгибе вырезанные половинки образуют идеально симметричное целое.

Чертеж крыла планера КондорЧертеж стабилизатора и киля планера Кондор

Сборочный чертеж бумажного планера Кондор

Этапы изготовления бумажного планера "Кондор"

  • Приклейка крыла к фюзеляжу Приклеивание крыла к фюзеляжу.

    Крыло кладется на ровную картонную площадку вниз верхней стороной. Клеем намазывается центральная часть крыла, при этом клея не должно быть слишком много. В идеале клея должно быть ровно на ширину зубочистки.

    Далее на центральную часть крыла, намазанную клеем накладывается зубочистка с соблюдением расположения относительно крыла см. рисунок. После окончательного выравнивания зубочистки относительно крыла данная конструкция откладывается на время схватывания клея. Во время ожидания схватывания клея можно дополнительно подготовить еще несколько экземпляров таких планеров, чтобы в арсенале появилась целая эскадрилья бумажных самолетов.

  • Сгибание стабилизатора и киляСгибание развертки стабилизатора и киля. Из бумажной развертки оперения сгибанием формируем форму стабилизатора с килем, такую как показано на рисунке. Две половинки киля склеиваются друг с другом небольшим количеством клея. Небольшой зазор-треугольник внизу киля предназначен для удобной посадки и приклейки оперения на фюзеляж-зубочистку.
  • Приклеивание стабилизатора и киляПриклеивание стабилизатора и киля. После того как слой клея крыла схватится можно приклеивать стабилизатор с килем. Зазор-треугольник внизу киля с обеих сторон намазывается клеем, здесь также стараемся использовать минимальное количество клея. Затем киль зазором-треугольником надевается на фюзеляж-зубочистку, обеспечивая плотность посадки. Важные моменты: плоскость стабилизатора должна быть параллельна продольной оси фюзеляжа и оперение должно быть смещено от заднего края фюзеляжа на расстояние указанного на сборочном рисунке. После этого можно положить самолет в теплое место на окончательную просушку.
  • Углы крыла и хвостового оперенияФормирование углов крыла и хвостового оперения. После высыхания клея формируются углы крыла и стабилизатора. Абсолютная точность соблюдения углов не требуется, основное внимание необходимо уделять симметрии углов половинок несущих поверхностей и ровности киля относительно оси фюзеляжа. Необходимо также как можно точнее обеспечить параллельность плоскостей крыла и стабилизатора к продольной оси фюзеляжа.
  • Прикрепление грузикаПрикрепление грузика. Грузик формируется из пластилина, предварительный размер грузика - это шарик диаметром приблизительно 5мм. В дальнейшем, при регулировке полета бумажного самолета, вес, размер и форма грузика могут изменяться.
  • Готово, бумажный планер "Кондор" собран, далее можно приступать к регулировочным полетам.

Регулировка полета

Правильное направление полета
Правильное направление полета

Изготовленный бумажный самолётик первоначально без регулировок скорее всего изобразит короткий и не очень изящный полет. Смысл регулировочных полетов заключается в доводке изгибов хвостового оперения (иногда и крыла) для обеспечения максимально длительного и прямолинейного полета модели. Перед регулировкой полета желательно еще раз проверить параллельность плоскостей крыла и стабилизатора к продольной оси фюзеляжа и при необходимости скорректировать.

Регулировка грузика. Запускаем планер вперед и немного вниз легким толчком, при этом держать его надо за фюзеляж между крылом и хвостовым оперением. Если планер камнем падает вниз (пикирование) отбавляем от пластилинового грузика небольшую часть и повторяем запуски до выравнивания полета в горизонтальной плоскости. Если бумажный планер задирает в полете нос вверх (кабрирование), то вес грузика увеличиваем дополнительным пластилином. Отбавлять и прибавлять пластилин необходимо небольшими дольками, чтобы точнее подобрать необходимый вес. Вместо небольшого увеличения веса можно из сферического грузика формировать овал, с вытягиванием его вперед вдоль фюзеляжа-зубочистки.

Регулировка стабилизатора. Регулировка угла атаки стабилизатора позволяет, в некоторой степени, компенсировать излишний или недостаточный вес грузика бумажного самолета. Положительный угол атаки стабилизатора вызывает пикирование, отрицательный кабрирование. Изгиб стабилизатора необходимо подбирать наименьше-возможными шагами, тестируя полет после каждого изменения угла атаки.

Регулировка киля. Изгибом руля поворота можно воздействовать на силы, разворачивающие самолет в полете. Изгиб передней кромки киля в левую сторону помогает выпрямить линию полета планера, излишне отклоняющегося влево и, наоборот, изгиб кромки киля в правую сторону будет заставлять самолет поворачивать налево.

Комбинированием вышеописанных регулировок достигается максимальная дальность полета. Уверенные навыки настройки полета модели приобретаются при изготовлении и тестировании нескольких экземпляров данной бумажной модели. Рекомендуется изготовить несколько планеров, чтобы запускать их друг за другом, получая удовольствие от наблюдения за полетами бумажных планеров марки "Кондор".