Планер Малыш изготавливается из плотной бумаги и несмотря на свои малышовские размеры планер неплохо летает и его полет легко поддается регулировке.
Планер Малыш лучше запускать в закрытом помещении, но в сухую безветренную погоду он прекрасно будет летать и на улице. Из одного листа бумаги формата А4 можно изготовить три планера Малыш. Для носового грузика используется пластилин.
Чертеж планера
Чертеж развертки планера пестрит изобилием размеров, но сложность только кажущаяся. После изготовлений нескольких экземпляров бумажных летательных аппаратов основные размеры легко запоминаются.
Очень желательно соблюдать точность черчения линий, от этого зависит точность вырезания и в конечном итоге качество полетов. Для черчения рекомендуется применять карандаш с острозаточенным кончиком.
Чтобы автоматизировать и упростить "производство" планеров Малыш, можно изготовить шаблон из картона толщиной 0,5-1мм. Картонный шаблон прикладывается к сложенному вдвое листу А4 и обводится карандашом, тем самым исключая нудный процесс черчения.
Технология изготовление планера Малыш
Изготовление Малыша начинается с загиба листа А4 пополам вдоль длиной стороны. На одной стороне чертится контур половины развертки, затем начерченный эскиз вырезается, далее производятся необходимые загибы несущих плоскостей.
Углы изгиба крыла, стабилизатора и килей показаны на рисунке. На этом этапе основное требование это абсолютная симметричность углов половинок несущих плоскостей. Чем точнее совпадение половинок крыла, стабилизатора и килей, тем короче этап регулировки полета.
Обратите внимание (смотрите чертеж выше): на стабилизаторе и килях надрезами формируются рули высоты и поворота. Пока их изгибать не надо, они потребуются на стадии отладки полетов планера.
Формирование носового грузика
Балансировочный грузик для планера изготавливается из пластилина. Начальный вес определяет форма грузика: объемный овал длиной 8 мм и диаметром 3мм. Сформированный по размерам пластилиновый овал прикрепляется к носу планера двумя капельками клея с обоих сторон.
В процессе отладочных полетов, возможно, понадобится корректировка веса грузика. Уменьшать или увеличивать вес минимальным количеством удобно с помощью зубочистки. Острой частью зубочистки можно соскребать часть носового грузика или наоборот добавлять вес, набирая на кончик немного пластилина и соединять его с грузиком планера.
Подготовка к отладочным полетам
Отладочные полеты можно производить после полного высыхания клея фиксации носового грузика. Перед отладочными полетами необходимо проверить и скорректировать параллельность плоскостей крыла и стабилизатора по отношению к воображаемой продольной линии фюзеляжа. Возможно, после этого понадобится повторная корректировка углов загибов несущих плоскостей.
Подобрать точный вес грузика поможет несложная процедура: положить планер поперек узкого стержня (например, карандаша), центр равновесия должен находиться под передней 1/3 части крыла. Планер необходимо положить на одно крыло и фюзеляж (смотрите рисунок), далее в таком положении подбирать вес грузика до установления равновесия.
Отладочные полеты
Отладочные полеты включают стандартные процедуры: возможное уточнение веса носового грузика, подбор углов рулей высоты и поворотов. Крены на правую или левую сторону исправляют рулями высоты стабилизатора. Излишне крутые повороты в ту или иную стороны исправляют рулями поворотов килей.
У планера Малыш по два руля высоты и поворотов. Принцип работы рулей высоты стабилизатора: одинаковый загиб прямоугольников рулей вверх заставляет планер устремляться вверх, опуская рули вниз – нос планера будет направляться вниз.
Если изгибать руль высоты только с одной стороны, то планер будет выполнять крены. Например, вверх подняли руль правой стороны, крен будет на левую сторону, если загнули правый руль высоты вниз – планер будет наклоняться в правую сторону. Аналогично, соответствующие реакции вызывает загиб руля только левой стороны.
Если планер летит без крена, но поворачивает в какую-либо сторону, необходима регулировка рулей поворотов. Загиб рулей поворотов должен осуществляться одновременно на обоих килях. Загнули вправо – планер поворачивает вправо, загнули влево – планер поворачивает налево.
Причиной неустойчивого полета также может быть нехватка веса грузика. Излишний вес грузика принуждает планер к падению, почти вертикально, носом вниз. Загибочные корректировки и подбор веса грузика проводятся очень малыми величинами изменения, после этого обязательно тестовый полет.
Правильная траектория полета
Конечная цель регулировок - преобладающе прямая пологая траектория полета планера Малыш. Но надо иметь в виду что невозможно достичь идеально прямого полета, и пусть у каждого экземпляра планера будет свой характер.
Запуски, даже такого небольшого летательного аппарата увлекательное спортивное занятие. Изготовьте около десятка экземпляров планеров Малыш и поочередно запускайте их себе на здоровье и потеху 😊.