Планер Стриж

Планер микроавиации Стриж

 Планер Стриж в полете
Планер Стриж в полете

Планер Стриж – это почти двойняшка стремительного пернатого, с размерами чуть меньше самой птицы. Такой планер изготавливается из подручных материалов: плотная бумага (например, офисная А4), немного пластилина, зубочистка и бумажный клей.

Для создания пестрой эскадрильи из таких самолетов можно использовать цветную бумагу. Запускать планер Стриж будет интересно и детям и взрослым.

Несмотря на игрушечность, изготовление планера Стриж требует соблюдения точности размеров, ровности плоскостей крыла и стабилизатора, а также аккуратности приклеивания их к деревянной зубочистке. Соблюдение этих требований обеспечит легкую регулировку полета и красивый продолжительный полет.

Детали планера

Планер Стриж состоит из 4 частей: крыла, стабилизатора, фюзеляжа-зубочистки, пластилинового грузика.

Крыло

Наиболее ответственная часть планера – это бумажное крыло. Кроме соблюдения точности разметки и вырезания, необходимо стараться не изгибать кромки крыла сохраняя ровность плоскостей.

Чертеж крыла планера Стриж
Чертеж крыла планера Стриж

Рули высоты и поворота

Стабилизатор планера Стриж объединен с рулями поворота, т. е. имеет два киля. Расположение килей с обоих сторон стабилизатора упрощает приклеивание его к фюзеляжу.

Требования к изготовлению стабилизатора с рулями поворота: точность размеров, симметричность половинок, одинаковая высота обоих килей, ровность вырезанной детали.

Чертеж стабилизатора и рулей высоты планера Стриж
Чертеж стабилизатора и рулей высоты

Фюзеляж

Роль фюзеляжа планера Стриж выполняет зубочистка. Необходимо выбирать ровные палочки, диаметром около 2мм. Заостренные кончики сохраняются, срезать их не надо.

Чертеж фюзеляжа планера Стриж
Чертеж фюзеляжа планера Стриж

Носовая часть планера

Пластилиновый грузик выполняет важную роль изящного носика планера Стриж. Не менее важная роль грузика – это балансировка полета планера. Первоначально грузик формируется из размеров как показано на рисунке, впоследствии при отладке полета вес и форма грузика подбирается более точно.

Чертеж пластилинового грузика планера Стриж
Чертеж пластилинового грузика

Приклеивание крыла и стабилизатора

Сборка планера Стриж начинается с приклейки крыла и стабилизатора к фюзеляжу. После вырезания крыло и стабилизатор располагают на ровной поверхности на расстоянии друг от друга как указано на рисунке слева.

Линию симметрии крыла (на чертеже это тонкая красная линия) намазывают клеем, ширина полосы клея чуть меньше диаметра зубочистки. Таким же образом намазывают клеем линию симметрии стабилизатора.

Приклеивание крыла и стабилизатора к фюзеляжу планера Стриж
Сборка крыла и стабилизатора

Затем прижимают сверху фюзеляж-зубочистку точно по намазанным клеям линиям симметрии. Для обеспечения точности расположения крыла и стабилизатора относительно фюзеляжа, предварительно на зубочистке карандашом лучше сделать метки. После тщательной проверки координат расположения крыла, стабилизатора и фюзеляжа можно поперек зубочистки положить небольшой узкий груз и оставить на просушку.

Формирование углов несущих плоскостей

После высыхания клея сборки планера приступают к формированию поперечного V-угла крыла и изгиба килей под прямым углом относительно плоскости стабилизатора.

Формирование углов крыла и стабилизатора
Формирование углов крыла и стабилизатора

На данном этапе сборки необходимо акцентировать внимание на симметричности углов половинок крыла и стабилизатора.

Балансировочный грузик

Балансировочный грузик сначала формируется отдельно от планера. После придания красивой формы носовому грузику на насаживается передний острый кончик фюзеляжа-зубочистки. Точный вес и конфигурацию балансировочного грузика подбирают при отладочных полетах.

Вид балансировочный грузик на носу планера Стриж
Балансировочный грузик – нос планера

Отладка полета

На продолжительность и дальность полета планера влияют многие настроечные параметры крыла, стабилизатора и рулей поворота. Настройка заключается в соответствующих изгибах несущих и рулевых плоскостей планера, а также изменения веса и длины балансировочного грузика.

Перед пробными полетами проверьте ровность крыла и параллельность плоскостей половинок крыла к фюзеляжу, при необходимости откорректируйте геометрию несущих плоскостей. Проверьте ровность плоскостей килей и их параллельность к фюзеляжу. При отклонении одного или обоих килей от параллельности к фюзеляжу или наличия у них случайных изгибов откорректируйте плоскости килей.

Пробными попытками полетов поэтапно выявляются причины искажения полета. Например, планер круто поворачивает вправо-влево – требуется изгиб килей или крен направо-налево предполагает изгибы половинок крыльев. Изгибы плоскостей рекомендуется делать минимальными шагами и после каждого небольшого изгиба необходимо проверять стабильность полета.

Крен планера

Крены (наклоны вправо или влево) планера регулируются минимальными кручениями соответствующих половинок крыла относительно их продольной линии симметрии, см. рисунок ниже.

При крене на левую сторону левая половинка крыла изгибается скручиванием так чтобы передняя кромка поднялась, а задняя опустилась.

При крене на правую сторону скручивается правая половинка крыла так чтобы поднялась передняя кромка крыла, а задняя опустилась.

После каждой корректировки производите проверочные полеты.

Регулировка крена планера Стриж
Корректировка крена

Непрямолинейность полета

Запустите планер в тестовый полет. Прямолинейность полета планера Стриж корректируют изгибами килей. На рисунке линиями ниже килей показаны изгибы задней кромки килей для исправления нежелательных разворотов планера. Правило простое: рули поворота (задняя кромка килей) изгибают в противоположную, по отношению к развороту, сторону.

Корректировку полета лучше производить минимальными изгибами задней кромки килей и в несколько этапов достичь допустимой прямолинейности. После каждого шага-изгиба производите проверочный полет планера.

Корректировка прямолинейности полета планера Стриж
Отладка прямолинейности полета

Регулировка полета

Окончательной регулировкой добиваются прямолинейного, с небольшим уклоном вниз, полета максимальной дальности.

Если грузик слишком тяжелый, планер падает «камнем» вниз, если слишком легкий планер демонстрирует неустойчивый полет, напоминающий падение листа дерева. Удаляя от грузика или добавляя маленькими порциями пластилин добиваются максимально дальнего полета.

Дополнительно можно регулировать правильность полета рулями высоты – это вырезы на задней кромке стабилизатора. Изгибая рули высоты кверху, планер будет поднимать нос выше, и наоборот, опуская рули высоты вниз планер будет опускать нос вниз.

Критерии правильного полета: максимальная дальность и продолжительность. После серии пробных полетов формируются практические навыки регулировок и последующие экземпляры планеров Стриж потребуют на регулировку полета значительно меньше времени. В добрый путь!

Регулировка полета планера Стриж
Регулировка полета