Самолет-планер «Учебный» предназначен для приобретения навыков изготовления и настройки полетов авиамоделей из потолочной пенопластовой плитки. Учебный планер легко изготавливается, имеет простую конструкцию и небольшие размеры: из одной пенопластовой плитки можно сделать «целый вагон» самолетиков. Дальность полета такого планера в помещении, с высоты человеческого роста до 15 метров.
Для изготовления требуются инструменты и материалы: канцелярский или строительный нож со сменными лезвиями, клей для пенополистирола (например Titan), потолочная пенополистироловая плитка толщиной около 4мм без узоров и тиснений, пластилин для грузика.
Техника безопасности. Поскольку части самолета вырезаются острым ножом, дети должны изготавливать авиамодели из пенопласта под наблюдением взрослых.
Чертеж и описание самолета «Учебный»
Летающая модель самолета «Учебный» изготовлена по схеме высокоплана, с одним килем. Такая простая схема выбрана для минимизации времени на изготовление авиамодели. На данном самолете-планере практично получать навыки настройки полетов пенопластовых моделей и при его повреждении быстро изготовить новый экземпляр. Малые размеры и малый вес планера способствуют его устойчивости к повреждениям. Также, из-за малых размеров модель самолета имеет сравнительно высокую нагрузку на крыло и поэтому «Учебный» требует энергичного запуска.
Порядок изготовления фюзеляжа
Фюзеляж склеивается из трех слоев-заготовок пенополистирола, из одного прямоугольника получаются два слоя. Рациональней производить вырезку двух прямоугольников 180х28 для 6 заготовок сразу на два самолета. Заготовки вырезаются без фасок, фаски формируются позже на склеенной болванке фюзеляжа.
Клеем промазываются только две крайних заготовки-слоя с внутренней стороны. Затем заготовки прижимаются друг к другу и тщательно выравниваются. После выравнивания болванка фюзеляжа кладется на ровную поверхность (например столешницу) и прижимается сверху грузом также с ровной поверхностью. После высыхания клея канцелярским ножом отрезаются фаски. Отверстия под балансировочный грузик последовательно формируются несколькими сверлами, диаметрами 3мм, 5мм, 7мм. Отверстия аккуратно просверливаются вручную, без применения дрелей или других инструментов.
Изготовление крыла
После вырезки прямоугольника крыла обрезаются фаски с углов обоих концов. Фаски концах крыла выполняют в основном декоративную функцию, размеры приблизительные, но все фаски должны быть одинаковой конфигурации и размера. Для повышения несущей способности крыла, с передней и задней кромки снимаются длинные фаски размерами, указанными на чертеже крыла. Длинные фаски требуют особой аккуратности, от этого зависит качество полета.
Далее с нижней стороны, точно посередине делается поперечный надрез. По надрезу крыло сгибается до формирования угла, указанного на чертеже. Внутрь изгиба, по всей длине, аккуратно вдавливается клей. Крыло откладывают для высыхания клея в положении, сохраняющем изгиб, для этого достаточно положить крыло на ребро.
Изготовление стабилизатора
Стабилизатор пенопластового самолета «Учебный» - это простой прямоугольник с небольшими фасками по углам. Стабилизатор похож на уменьшенное крыло, только без изгиба. Так же как на крыле, на стабилизаторе срезают продольные фаски, с обоих сторон. Здесь продольные фаски создаются для обтекаемости профиля.
Изготовление киля
Киль вырезается как квадрат с размерами, указанными на чертеже выше. Затем вырезается остальное: скос и фаски. Для обтекаемости, спереди и сзади киля формируют длинные фаски. В дальнейшем, при испытаниях самолета, изменением размера длинных фасок будет регулироваться прямолинейность полета.
Сборка стабилизатора с килем
Сборка предполагает приклеивание киля к стабилизатору. Киль намазывается снизу тонким слоем клея и ставится по поперечному центру стабилизатора с небольшим вылетом назад. Особое внимание уделяйте прямым углам, указанным на чертеже сборки. Клей для приклеивания потолочных плиток достаточно густой и надежно удержит выровненный киль до полного высыхания.
Окончательная сборка самолета
После частичного высыхания клея на деталях можно приступать к окончательной сборке самолета-планера. Координаты расположения крыла и сборки стабилизатора показаны на чертеже выше. Для приклейки крыла его намазывают снизу клеем и прикладывают к фюзеляжу, для приклейки сборки стабилизатора с килем клеем намазывают соответствующее место на фюзеляже.
При полной сборке обращайте внимание на центрирование крыла и стабилизатора относительно продольной линии фюзеляжа. После установки требуемых положений крыла и стабилизатора оставьте собранную модель до полного высыхания клея. Обычно клей прочно схватывается после 2-3 часов.
Добавление балансировочного грузика
После окончательного высыхания клея самолет готов к настройкам полетов. Прежде всего необходимо в просверленное отверстие фюзеляжа добавить некоторое количество пластилина. Начальное количество пластилина - это цилиндрик диаметром около 6мм и длиной равной толщине фюзеляжа. Пластилиновый цилиндрик просовывается в отверстие фюзеляжа и сдавливается с двух сторон для закрепления и придания эстетичного вида.
Балансировку можно производить, положив самолет на ребро ученической линейки. Центр тяжести должен находиться под первой третьей части крыла. Это предварительная балансировка, окончательная доводка величины груза будет осуществляться в процессе испытательных полетов.
Настройка полета при пикировании и кабрировании
Пикирование - это происходящее, когда самолет резко изменяет траекторию своего полета носом вниз. Кабрирование - при запуске самолет изменяет траекторию полета круто носом вверх. Оба этих состояния отрицательно сказываются на качестве и продолжительности полета. Запуск самолета «Учебный» осуществляется вниз по пологой траектории, если при этом модель задирает нос вверх - необходимо добавить пластилин к грузику, при пикировании - отбавить небольшое количество пластилина от грузика.
Иногда небольшое кабрирование может быть полезно, так как в этом случае самолет быстро исправляет траекторию полета и при запуске круто вниз, и при пикировании после чрезмерно восходящей траектории. Так чаще всего запускают авиамодели новички и маленькие дети ?.
Настройки полета при кренах самолета
Крены самолета можно устранить, изменяя подъёмную силу половинок крыла. Для этого на половинке крыла стороны крена увеличиваем ширину продольной фаски. Эта процедура увеличит подъемную силу половинки и самолет выправит свой полет относительно продольной оси фюзеляжа. Ширину фаски необходимо изменять малыми величинами, чтобы исключить крен на противоположную сторону.
Фаску лучше изменять на задней кромке, чем меньше крен, тем должна быть меньше величина увеличения подъемной силы. Вначале можно попробовать расширять фаску на длине приблизительно 1/8 половинки крыла, затем на большей длине, корректируя крен постепенно. Обычно при тщательном выравнивании симметричности при склейке самолета больших корректировок не требуется.
Настройка прямолинейности полета
После отладки кренов проверяется прямолинейность полета. Восстановление прямолинейности полета производится увеличением длинной фаски на стороне киля противоположной направлению нежелательного поворота. Например, самолет заворачивает влево, увеличивается фаска на киле справа, и наоборот. После процедур настройки можно запускать самолет «Учебный» в дальние полеты.