Самолет из пенопласта «Крепыш»

Самолет-планер Крепыш

Самолет-планер Крепыш парит в облаках
Самолет-планер Крепыш парит в облаках

Самолет-планер «Крепыш» изготавливается из пенопласта толщиной 4мм, например из гладкой потолочной плитки. Фюзеляж самолета «Крепыш» имеет прочную конструкцию и повреждения могут получать практически только крыло и стабилизатор, которые легко заменяются. Хотя данная пенопластовая авиамодель не имеет двигателя, её конфигурация более похожа на самолет, чем на планер. Поэтому «Крепыш» здесь будет называться и самолетом, и планером.

Крепыш устойчив в полете, легко отлаживается и имеет заметно большую дальность полета в сравнении с пенопластовым планером Учебный. Крепыш является продолжением пенопластовой авиамодельной серии и рекомендуется к изготовлению после освоения самолета Учебный. Дальность полета самолета Крепыша в помещении достигает 20 метров и более.

Нос фюзеляжа и стабилизатор с двумя килями позволяет Крепышу реалистично приземляться на ровную поверхность как на настоящее шасси. Корректировка полета планера производится изменением профилей крыла, стабилизатора и килей путем срезания незначительного количества пенопласта.

Необходимые материалы и инструменты: канцелярский нож, потолочная пенопластовая плита толщиной 4мм, клей для потолочных пенополистирольных плит типа «Титан», пластилин. Техника безопасности: соблюдение предосторожности при работе с острым канцелярским ножом.

Фюзеляж

Чертеж фюзеляжа самолета Крепыш
Чертеж фюзеляжа самолета Крепыш

Фюзеляж состоит из 4-х склеенных слоев, он получается очень прочным и в случае поломки оперенья, их остатки аккуратно срезаются и приклеиваются новые. При вырезании слоев фюзеляжа ничего страшного нет в том, что четыре заготовки могут немного отличаться по размерам. В дальнейшем ровность приклейки крыла и стабилизатора можно будет обеспечивать за счет густого клея.

Прямоугольник для заготовок фюзеляжа самолета Крепыш
Прямоугольник на две заготовки фюзеляжа

Для экономии материала и упрощения вырезания заготовок фюзеляжа можно сначала вырезать два прямоугольника 250х50мм на 4 заготовки. И после этого вырезать отдельно каждую. Рекомендуется сначала вырезать заготовки и только затем их склеивать, поскольку после склеивания заготовок резать четырехслойную конструкцию ровно может не получиться. Отверстие под пластилиновый грузик просверливаются на полностью готовом фюзеляже, последовательно сверлами диаметрами 3мм, 5мм, и 8мм. Во избежание повреждения фюзеляжа отверстие формируется вручную без применения электроинструментов.

При склеивании заготовок желательно использовать минимальную толщину клея, от этого может зависеть дальность полета. После выравнивания прижатых друг к другу заготовок фюзеляж необходимо уложить на ровную поверхность и прижать сверху ровным грузом, оставить в таком положении до фиксации клея.

Крыло

Чертеж и профиль крыла самолета Крепыш
Чертеж и профиль крыла самолета Крепыш

Крепыш имеет прямоугольное крыло для технологичности и простоты вырезания. Размер крыла 300х50мм. Крыло можно вырезать полноразмерное или, в случае экономии материла, вырезать две половинки. Надо отметить, что проще обеспечить симметричность крыла при заготовке с полной длиной, чем при склеивании половинок.

После вырезки необходимо канцелярским ножом сформировать профиль крыла, срезая продольные и угловые фаски шириной 5мм как на чертеже выше. После этого, если было вырезано полноразмерное крыло, сделать надрез посередине поперек и с помощью клея зафиксировать V-угол в 10 градусов. При склеивании половинок необходимо обеспечить продольную ровность получаемого крыла и также сформировать V-угол.

Стабилизатор и кили

Чертеж стабилизатора и киля самолета Крепыш
Чертеж стабилизатора и киля самолета Крепыш

Авиамодель «Крепыш» имеет стабилизатор с двумя килями. Кили приклеиваются с торцов стабилизатора. Перед приклеиванием килей у стабилизатора необходимо снять продольные фаски шириной 5мм на передней и задней кромках. У килей снять фаски спереди (заострить) для обтекаемости.

Сборка стабилизатора

Сборка стабилизатора с килями самолет Крепыш
Сборка стабилизатора с килями самолет Крепыш

Сборка стабилизатора несложная и включает приклейку килей с двух сторон с одновременным контролем прямых улов по отношению к плоскости стабилизатора.

Полная сборка самолета

Полная сборка самолета Крепыш
Полная сборка самолета Крепыш

После достаточной фиксации клея у всех деталей самолета «Крепыш» можно приступать к полной сборке авиамодели. Сборка самолета предполагает приклейку крыла, стабилизатора. Данная операция требует контроля приклеивания параллельности крыла и стабилизатора относительно друг друга.

Для удобства можно использовать подручные средства: например, уложить две стопки книг и между ними разместить самолет, опирающийся крылом на обе книги. При этом можно одновременно зафиксировать нужное положение стабилизатора небольшими предметами, обладающими достаточной массой. После достижения необходимого положения частей самолета оставьте его до полного высыхания клея.

Добавления грузика

Установка балансировочного грузика
Установка балансировочного грузика

Грузик изготавливается из классического пластилина желаемого цвета. Сначала из пластилина формируется «колбаска» диаметром чуть меньше отверстия в фюзеляже и длиной равной толщине фюзеляжа. Затем заготовка грузика вставляется в отверстие фюзеляжа и обжимается с обеих сторон.

Отрегулируйте вес грузика так чтобы центр тяжести самолета был приблизительно под продольным центром крыла. Для этого можно под фюзеляж подложить предмет напоминающий треугольник, цилиндр и т. п. В дальнейшем точный вес грузика корректируется во время полетов.

Отладочные полеты авиамодели

Во время испытательных запусков авиамодели оттачивается дальность и прямолинейность полетов. Запускать самолет в отладочный полет необходимо по горизонтальной прямолинейной траектории с небольшим уклоном вниз. В идеале самолет должен лететь строго по этой траектории: не задирая нос вверх (кабрирование), резко не снижаясь (пикирование), не наклоняясь излишне на правое или левое крыло, не поворачивая излишне вправо-влево. Правильная корректировка этих отклонений значительно увеличивает дальность полета авиамодели.

Кабрирование и пикирование

Кабрирование и пикирование самолета Крепыш
Кабрирование и пикирование самолета Крепыш

Если самолет летит ступеньками: увеличьте вес грузика путем добавления к нему пластилина небольшими порциями. Если самолет пикирует: уменьшите вес грузика, отбавляя пластилин небольшими порциями.

Может так получиться что добавочные-отбавочные порции пластилина не смогут корректировать полет должным образом. В этом случае можно попробовать изменить подъемную силу стабилизатора: при кабрировании увеличить верхние продольные фаски - подъемная сила увеличится и самолет будет направляться вниз; при пикировании добавить продольные фаски снизу стабилизатора - подъемная сила уменьшится и самолет будет стремится выправить свою траекторию вверх.

Корректировка кренов самолета

Тангаж самолета Крепыш
Тангаж самолета Крепыш

Если самолет во время полета кренится вокруг продольной оси: необходимо прежде всего проверить симметричность V-угла крыла относительно фюзеляжа. Если с симметричностью все в порядке: увеличить подъемную силу той половинки крыла на которую наклоняется самолет путем увеличения продольных фасок. Делать это необходимо срезая минимальное количество пенопласта за раз, после чего обязательно производить проверочные полеты авиамодели.

Повороты самолета

Выпрямление траектории полета самолета Крепыш
Выпрямление траектории полета самолета Крепыш

Если траектория авиамодели «Крепыш» без крена на крыло нежелательно уходит устойчиво в одну и ту же сторону: требуется корректировка профилей килей самолета. На задней кромке килей снимается вертикальная фаска на той стороне в какую искривляется траектория полета. Фаска формируется поэтапно, малыми обрезками пенопласта, после каждой обрезки обязательный испытательный полет.

Практические полеты

Таким образом комбинируя описанные выше корректировочные операции добиваются максимально дальнего прямого полета пенопластового самолета под названием «Крепыш». После отладки авиамодель можно запускать практически по любой траектории придавая ему высокую начальную скорость. Можно устраивать соревнования между собой по дальности полета и точности приземления.